Новое на форуме



Новое в магазине

 

Развитие речи - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Выделяют три основные функции речи:

  1. Речь - это емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  2. Речь служит орудием осуществления многих психических функций.
  3. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации, которая состоит  социально-исторического опыта.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в  своих различных видах функций и подфункций. Предложенных  читателю ниже..

Возникновение и развитие речи обусловлены, при равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения задач общения, которые встают перед ребенком на каждом этапе его развития.

Речь разделяется на функции и подфункции.

  • Коммуникативной  функции имеются подфункции:
  • Индикативная - сообщение, побуждение, указание
  • Предикативная - суждение
  • Эмоционально-выразительная.
  • Межиндивидуальная функция - средство общения между людьми
  • Внутрииндивидуальная функция речи- орудие осуществления многих психических функций. При помощи речи, ясного осознания, появляются возможности произвольно регулировать, контролировать психические процессы.
  • Общечеловеческая функция речи- канал связи для получения информации из накопленного социально-исторического опыта. Речь бывает в  общечеловеческой функции- письменная и устная. Устная речь- овладевает человек с момента рождения – гуление, лепет, отдельные слова. Письменная речь осознанна появляется в школьные годы.

В детской речи – автономной, взрослый не должен искажать слова или их заменять:

  • Заменяют слово машина на слово - би-би
  • Собака - гав гав, Пойдем гулять – пру-пру. Ребенок из автономной речи перейдет во взрослую речь приведет к искажению, а часто и отсутствию  гласных и согласных звуков в речи ребенка.

Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя -речь внутренняя. Производная форма внешней (звуковой) речи. Решение различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании все это внутренняя речь. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание.Является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. Возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий.

Речь эгоцентрическая. Ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

  • Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
  • Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи. от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать точку зрения слушающего.

"Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие коммуникативной направленности, она полифункциональна. Её роль в психическом развитии ребенка – соотнесение значения слова с предметным содержанием действия.

  • При нормальной речевой деятельности у ребенка сохранны психофизиологические механизмы речи.
  • Речь должна соответствовать возрасту ребенка
  • Ребенок должен знать понимать язык говорящего (двуязычные семьи)
  • Словарный запас ребенка каждого возраста не должен отставать от нормы
  • Отсутствие нарушения звукопроизношения

Развитие речи проходит три этапа.

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Должны быть условия, обеспечивающие овладение речи, для ребенка. А именно: формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Завершение довербального общения ребенка со взрослым - ребенок понимает простые слова, предложения сказанные взрослым.

2. Активная речь. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы как правило около 1.8-2 лет. Тем самым развивается фонематический слух.

3. Совершенствование речи. Четкое понимание говорящего, выполнение каких либо действий на высказывание ребенком. Словарный запас ребенка с возрастом расширяется, усложняется грамматически. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

На 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями.

В 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов. У детей формируется грамматический строй речи.

В 6-7 лет дети владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.

Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной.

Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

Элементы ситуативности еще долго будут присутствовать в речи ребенка: в ней много указательных местоимений, имеются нарушения связности речи. В школьные годы к сознательному овладению речью ребенок переходит в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Затем, развивается лексическая, грамматическая, стилистическая сторона речи - как устной, так и письменной.