Новое на форуме



Новое в магазине

 

Кто учит ребенка читать в современном обществе?

Приобщения ребенка к книге в наши дни, сильно меняется. В процессе социализации усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура: `визуальная, `видеокультура, `электронная культура. К домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.

Но, помните, что только через книгу можно постичь что-то скрытое, волшебное и тайное, слово или действо, которое «спрятано между строк».

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит с помощью литературы, специально созданной для детей.

Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно только в семье и в детских садах. Но, сегодня из-за компьютера, телевизора, мультфильмов,  лишь, 22%уделяет внимание  ребенка книги. Читают сказки, составляют рассказы по картинкам.

В детских садах в программе обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются разновозрастные книги. Учат стихи, читают детям сказки, или старший дошкольник сам читает небольшие абзацы.

Помните, от того умеет читать ваш ребенок, любит ли он читать, умеет пересказывать, зависит не только знание его родного языка, но зависит его духовное здоровье.

Детское чтение - отношения общества к своему будущему, индикатор состояния общества.


Хотите, чтобы ребенок читал? Не учите его этому!

Как научить ребенка читать? Учить читать дома или в центрах по подготовки к школе? Или нанять репетитора? Или научат в школе? Мы, родители чуть ли не с рождения нашего первенца, начинаем задавать себе эти вопросы.
Сегодня умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе.  Но это не самое главное для первоклассника. В первую очередь он должен знать, что в школе интересно, что он познакомиться с ребятами и учителями, узнает на уроках много нового, будит участвовать в праздниках, соревнованиях и различных мероприятиях. Да же может стать командиром класса, дежурным по классу. Вот зачем- за знаниями, новыми друзьями и интересным общением со взрослыми он идет в первый класс.

Будущий первоклассник должен пройти собеседование при приёме в первый класс (и это уже повсеместно, не только в Москве) Ребенок отвечает на вопросы по картинкам, пишит графические диктанты, считает до 10 и обратно. Показывает навыки письма ( штриховка, печатанье-написание печатными буквами) и конечно же читает.

Бытует  мнение, что проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах - из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квази-чтение: ребенок не читает слово, а узнает его.

Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: `Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!`

Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов.

Что это как не торможение развития навыка чтения?

На самом деле, сегодня практически все посещают группы раннего развития, а некоторые одновременно посещают и сад и группы по подготовке к школе. Дети к 6-7 годам не только готовы к письму, к математики, но умеют бегло читать, пересказывать, работать по картинкам.

В чем же заключается подготовка ребенка к чтению?

В комплексном развитии. Это подразумевает во-первых развитие фонематического слуха, во-вторых развитие артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением.

Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать. Техника чтения` включает в себя свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает.

Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух.

А ведь действительно, быстрое чтение - то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, - это чтение `про себя`. Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами.

Помните, что если вы будите кричать на ребенка, или производить резкие движение, шумные действия, тем самым вы вызовите страх, что чтение приносит тревогу и неудовлетворения. Я плохой, ничего не умею, расстраиваю родителей – лучше не буду читать, не хочу.

Если вы в себе не уверены, пусть подготовкой к чтению и не только займется специалист.

За час занятий матем, письмом, и чтением, музыкой или творческими занятиями, ваш ребенок не заметит, как он выучит все звуки, научится отличать глассные от согл, составлять схемы, и читать. А ваша задача дома, прочитать текст, который уже читали на занятиях. Для детей первого класса никаких нормативов, сколько слов в минуту он должен читать, не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения - 80-90 слов в минуту.

Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце - со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле - 70 слов в минуту. Его `скоростной прирост` ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения.

При этом необходимо помнить, что темп-деятельность - это индивидуальная особенность нервной системы человека.

При чтении следует обращать внимание на интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, - торопятся выдать 120 слов в минуту!

Нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста - это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать `про себя`, а чтение `про себя` прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым.

Навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву - целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. Помните, что сегодня мы не складываем звуки (Б+А, что получилось БА), а пропиваем звуки(будто мы не читаем, а поём)

А технология `плохо пишет - надо больше писать` и `плохо читает - надо больше читать` ничего, кроме вреда, не приносит.