Новое на форуме



Новое в магазине

 

Роль игры в жизни дошкольника

Возраст от рождения до 6 лет - для развития ребенка это самый благоприятный период. Период  любопытства, что формирует интеллект человека, чем будет интересоваться, кем станет ребенок, какие способности проявит - все определяется этим периодом жизни.

Педагог Б.П. Никитин утверждал, что если в детстве не получить возможность развить те или иные умения и навыки, то в дальнейшем они утрачиваются. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь. И, соответственно - то, что он не получит в детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в дальнейшем.
В  4 года дается без особых усилий могут запомнить большое количество матриала, в 12 лет может вызвать некоторые затруднения. Ребенок,  не овладевший приемами логического мышления до школы, может с трудом даваться математика в школе, что приведет к ослаблению интереса к учебе.
формой обучения в раннем возрасте является игра, все занятия проходят только в игровой форме. Играя, незаметно для себя, ребенок  усваивает те знания, умения и навыки, которые взрослый хотел бы ему привить.

Детская игра - это способ научить, объяснить,  занятия так, чтобы желания, интересы ребенка  не только учитывались, но и раскрывались его возможности и способности. Правильно подобранные игры помогают ребенку не только выполнить задания, но и раскрыть дополнительные способности - театральные, умения составлять рассказы, хорошо читать стихи, рифмовать слова+.. Игра, предупреждает появление неблагоприятных моментов в поведении. При помощи игры, дети вырастают, трудолюбивыми, открытыми, эмоционально раскрепощенными, уверенными.
Пластичность, обучаемость - наиболее важные особенности психики ребенка в отличии от  психики взрослого. Цель игры - подобранный материал преподнести ребенку так, что раскрылись все стороны талантливого малыша. Каждый ребенок очень талантлив. Его, нужно только почувствовать, создать ребенку условия, когда максимально используются возможности возраста ребенка, для его дальнейшего развития
Помните, о том, что мы, родители, для наших детей, до подросткового возраста, являемся
примером для подражания, что может нам позволить наладить благоприятные отношения с ребенком до переходного возраста.
Все, то, что мы "закладываем" в ребенка с 0 до 6 лет это будет использоваться им в течение всей дальнейшей жизни. Данный материал в раннем возрасте, поможет ему,
 легче иди по жизни, быстрее развиваться. Открытое, доброе отношение к ребенку  со стороны взрослого воспитают в ребенке чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Помните, что только взрослые несут ответственность за то, какими вырастут  дети. Наши дети должны стать не только
людьми хорошо физически подготовленными, иметь хорошее здоровье, но с доброй душой, острым умом, горячим сердцем. Учитывая возрастные особенности ребенка,
мы должны постоянно стимулировать его развитие, грамотно преподавать материал, помнить дошкольный возраст первая ступенька во взрослую жизнь. И какой она будет зависит от родителя.
Интересна  в дошкольном возрасте в процессе обучения - игра. Это возможность
Проверить способности, раскрыть талант, развить логическое мышление, развить умение работать в команде, научиться слушать и слышать, работать в большой аудитории

Стихийно  игра не возникает, а складывается в процессе воспитания. Мощный  стимул в развитии ребенка. В процессе игры, при помощи взрослого у ребенка выстраивается модель поведения в различных ситуациях. Что в реальном мире, поможет ему достойно выйти из неприятного положения. Или проявить себя с лучшей стороны в общении со сверстниками.
В период взросления ребенка, игра будет занимать все меньше и меньше места в жизни ребёнка. Как правило, в школьном возрасте, дети уже меньше играют. Связанно это с недостаточным вниманием преподавания материала в игровой форме.
Хотя, А.М. Макаренко. Он писал: "Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть". В игре важен  сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, а не конечный результат игровой деятельности. Помните, что ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Игра  - это метод познания действительности.
Психические процессы в игре развиваются эффективнее, чем в других видах деятельности. .Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. " В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде+"
Виды игр.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:

1) Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном обучении, не менее важна в младшем школьном возрасте, поэтому  в ведение в учебный процесс игровой деятельности - это наиболее правильный  путь в преподавании у младших школьников.
2) Освоение учебной деятельности, без игры, у детей воспринимается сложнее, чем в игровой ситуации.
3) В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей наблюдается недостаточность внимания,не устойчивость внимания, положительных результатов можно добиться преобладанием наглядно-образного восприятия информации, а именно через игру. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4.1) У детей есть трудности в период адаптации в новом коллективе игра "сглаживает" трудности в общении. Приодалении дискомфортных ощущений.
4.2) Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления дошкольников

Игры  у детей разнообразны и многогранны. Игры - для развития умственных способностей, игры для тренировки  памяти и мышления, они помогают лучшему усвоению и закреплению полученных знаний, пробуждению у ребенка к изучаемому  материалу. Играм в жизни ребенка, нужно  уделять постоянное внимание.

Игры  развивают у детей мышление, память, внимания, творческое воображение, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, наблюдательности, привычки к самопроверке.
Игра учит детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Многофункциональные игрушки.
Помните, что сегодня, при огромном  выборе игрушек не самое главное. Чтобы их было много у ребенка. Главное, чтобы игрушка была безопасна, и удобна в обращении.
Пластмассовая собачка, которая одновременно превращается в телефон или кошку, лишь
дезинформирует малыша. В результате он не знает кто мяукает, а кто звонит, без помощи мамы не сможет разобраться.
Другой пример - музыкальный утюг,  показывающий язык. Искажение свойства предмета, приведет к безучастному отношении, так как настоящий утюг вызовет только скуку, и не возникнет в дальнейшем желания, пользоваться данным предметом.. Результат - ребенок смотрит на настоящий утюг, и он ему кажется скучным предметом.
Через игру ребенок привыкает к орудиям труда, предметам домашнего обихода, принятым в современном для него обществе.
Таким образом, желая доставить  радость ребенку, не вводите его в заблуждение.
Поэтому гораздо полезнее будет купить дорогую, но качественную, настоящую игрушку, через которую он будет познавать мир.
Написано много книг о том, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Все верно: в игре ребенок усваивает нормы поведения в обществе, познает свойства и назначение различных предметов, осознает себя, как частицу общества, даже может познакомиться со своей будущей профессией.
Помните, что покупая горы игрушек, самое главное нужно научить детей играть в них и с ними. Дети не умеют играть в игрушки, не владеют предметными действиями. Научить играть их можно на примере живого общения  с ребенком. На собственном примере.
И тогда фраза "дети не хотят играть, им неинтересно" уйдет в небытиё. 


Игры, помогающие ребёнку запоминать цвета
С самого раннего возраста дети стараются познать мир, который их  окружает.
Они задают вам вопросы: _А это что, а это почему...????
К сожалению, при нашей занятости, хронической усталости, мы -взрослые, отвечаем на их вопросы, например, просто говорим ребенку,  какого цвета предмет. Но наш ответ никак не заставим ребенка запомнить этот цвет и впоследствии самому ответить какой это цвет или предмет. Помните, что малыша уже в 2 года можно учить названиям цвета, и им это будит интересно, а главное очень любопытно. 


Играем в цвета
Материал для подготовки к игре. Готовимся вместе с ребенком.
Понадобится цветной картон, ножницы.
Вырезаем из картона большие круги, их количество должно быть удобным для вас
(5-6 кругов)

Раскладываете произвольно на полу круги и ребенок прыгает с круга в круг.  Расскажите стихотворение про дождик.
Дождик, дождик
Кап Кап Кап     Показывает пальцами как капает дождик в произвольной форме
Ты не капай Долго так   Грозите указательным пальцам
Дождик льётся, льётся, льётся

В руки не даётся    Раскрываете ладошки
В руки не даётся    Хлопаете в ладоши   

Расскажите, что после дождика, всегда на улице остаются лужи и ему нужно эти лужи перешагнуть или перепрыгнуть. Предлагаёте перепрыгнуть красную лужу+..
Спросите, какого цвета он перепрыгнул лужу+..
Предложите перепрыгнуть самую дальнюю лужу синего цвета, а затем скажите, что вы забыли какого она цвета, если вы не вспомните, то лужа будет утекать далеко, далеко (пусть ваш ребенок вспомнит какой цвет вы только, что называли и покажет его).
Дополнение.
Если ребенок цвета выучил, но продолжает играть в эту игру. Вырежете облака разного цвета из цветного картона. Рассмотрите на небе облака и скажите. Что ваши облака сказочные и очень любят играть с лужицами. На какой цвет ты прыгаешь, такого цвета облако бери с собой.

Пальчиковые игры
Этот пальчик маму слушал.
Этот пальчик кашу кушал.
Этот пальчик спрятался.
И этот пальчик спрятался.
А мизинчик их нашел
И постучал: тук-тук-тук!
Все пальчики побежали.
В ладоши захлопали, заплясали.
Пальчики пляшут"
Ребенок показывает ручки и сжимает их кулачек
Пальчики у нас попляшут -
Вот они, вот они.
В кулачки мы пальцы спрячем -
В кулачки, в кулачки. 


"Пять малышей"
Один малыш качается в саду, 
                     Показываем  указательный палец, качаем им влево, вправо
Два малыша купаются в пруду,
                      Ладошки соединяем вместе, показываем пловца
Три малыша ползут к дверям в квартире,

                      Показываем как ползут малыши. Перебираем пальчиками по столу.

А в эту дверь стучат еще четыре.
                      постучать по столу.
С пятью другими тоже все в порядке:
Им весело, они играют в прятки.
Где притаились, ясно и ежу,
                      Соединяем пальчики в замок.
Но я глаза зажмурил и вожу:
"Один, два три
Два, три , четыре, пять
                      Закрываем глаза, сжимаем руку в кулак и поочередно показываем 5 пальцев.
Ну, берегитесь: я иду искать!"
                     Погрозить указательным  пальцем


"Заинька"

Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (Руки поднимите к голове, покажите ушки зайца)

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. (Прыгаем)

Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг... и убежал.(Руки на поясе, бежим на носочках)

Играем с ребенком  и тренируем его память

Родители  часто замечают, что их дети в дошкольном способны без заучивания запоминать большие  стихотворения и отрывки рассказов, пересказать кино, рекламу,   чем часто поражают родителей. Помните, если не обращать внимание,
 на такие "удивительные" способности вашего ребенка, такая работа памяти ограниченна во времени! И хотя почти все дети имеют лучшую память, чем взрослые, внутри детского коллектива существуют и различия: кто-то лучше запоминает только тексты, кто-то только цифры,  Такая память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. При развитии памяти. Нужно одновременно заниматься развитием внимания. Ребенка нужно научить управлять своим внимание и памятью.
Направлять и удерживать их на определенных предметах.
К шести-семи годам у ребенка развивается произвольное внимание
Память в старшем дошкольном возрасте носит пока еще непроизвольный характер
Для того, чтобы ребенок обращал внимание на предметы и  хорошо их запоминал материал должен представлять интерес, впечатлять, определять эмоциональное отношение к данному предмету или явлению.
Так же в дошкольном возрасте необходимо развивать воображение ребенка, которое
находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.
Его можно расширить при взаимодействии с внешней средой, что способствует ее освоению. , служит вместе с памятью, вниманием, средством познания действительности.
Н.Н.Поддъяков показал, что в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, что способствует изучению детьми внешней среды, анализу свойств, предметов и воздействия на них с целью изменения. Такая работа  способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий.
Подражание, неотъемлемый фактор в развитии ребенка. В первую очередь подражание с раннего возраста начинается с родителей. Ребенок желает быть похожи на маму или папу. Подражание становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. Играя, ребенок  вырабатывает определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
САМООЦЕНКА - психологический фактор, влияющий на ребенка, который находиться в коллективе.  Для шестилеток характерна завышенная самооценка.
К  школе самооценка несколько снижается. Будьте внимательны и старайтесь больше и чаще разговаривать с ребенком. В этот период формируется объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Не упустите этот момент, тогда вы сможете не только развить дополнительные качества в ребенку но поднять его самооценку и воспитать в нем самостоятельность, что немало важно в процессе обучения.
Дидактические игры для развития памяти, внимания и речи.
Играйте в группе, дома, на улице, большой компанией или только со своим ребенком
-Положите в руки ребенку любой предмет, пусть он расскажет о его качествах, выиграет тот, кто сможет больше назвать качеств данного предмета.
- Заявляете тему "Отпуск, море" называете предмете, которые положите в чемодан. Едем на море, берем с собой. Проиграет тот, кто не сможет назвать предмет
-В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.
У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". 


- Море волнуется раз. Дети перемещаются по комнате, на счет три замирают, ведущий дотрагивается до игрока, тот показывает свою морскую фигуру. Выиграет тот, кто покажет красивее и правдоподобнее. 


- Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребенку вопрос: какая из ниток длиннее?

Обычно дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите ребенка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?
Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите ребенка: какая из полосок длиннее?
- Игра воображение. Посмотрите на небо, по небу плывут белые облака, называйте фигуры, в которые превращаются эти облака. Выиграет тот кто назовет больше всего.
- Играем в города. Называете слово на последний звук, называете город, который начинается с этого звука. Москва-Астрахань-Новгород и т.д.
- Играем в слова. Пишите длинное слово. Из него придумываете много разных слов. Кто больше придумал, тот и выиграл.